Обновление содержания школьного филологического образования
В период с 21.11.2022 по 02.12.2022 на базе МБОУ СОШ 46 г. Курска были проведены практические занятия в рамках курсов повышения квалификации «Обновление содержания школьного филологического образования в соответствии с ФГОС НОО: теория и практика преподавания русского языка и родных языков народов Российской Федерации (уровень начального общего образования)», организуемых федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации».
По предложенной дополнительной программе обучались 10 педагогов школы: Воробьёва К.Н., Гречко Н.Н., Евдокимова И.Ю., Евстратова Т.А., Караганова М.М., Красных М.А., Курлова Т.И., Майданова М.А., Родионова П.А., Яхонтова К.А.
Тьютором обучения стала учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук Лаптева Ольга Алексеевна.
На организуемых практических занятиях педагоги проанализировали методический аппарат современных УМК по родным языкам, разработали индивидуальный образовательный маршрут педагога, где указали наиболее интересные и важные ссылки на интернет-источники по теме курсов. В частности, были обозначены конкурсы для педагогов и обучающихся, среди которых «Всероссийский конкурс методических разработок для преподавателей русского государственного и родных языков народов Российской Федерации» и «Всероссийский конкурс на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке». Педагогам было рекомендовано принять участие в данных конкурсах.
О.А. Лаптева подготовила и провела открытое внеурочное занятие по русскому родному языку на тему «В поисках смыслов слова» (23.11.2022 г.).
Занятие было построено с использованием технологии тьюторства, которая позволила организовать полезное разновозрастное сотрудничество школьников. В качестве тьюторов выступили обучающиеся 9 классов. Тьюторантами стали шестиклассники.
Организация межклассового сотворчества способствует повышению мотивации к чтению у школьников. Стремление обучающихся младших классов к общению со старшими – естественно и основано на желании получить поддержку, защиту, повысить самооценку, им доступнее копирование деятельности и поведения старших школьников, чем педагога. Также подобный опыт сотрудничества в обучении помогает и девятиклассникам принять верное решение в вопросе профессионального самоопределения.
На занятии были продемонстрированы различные методы и формы работы с художественным текстом, возможности социальной сети VK на этапе рефлексии очного занятия.
Анализируя мероприятие, педагоги приняли решение организовать межвозрастное сотрудничество обучающихся 9 и 2 классов, которое будет способствовать развитию мотивации к чтению у младших школьников.
Таким образом, внеурочное занятие продемонстрировало возможности технологии тьюторства при проведении учебного занятия.
25.11.2022 г. была проведена педагогическая мастерская по теме «Моделирование учебных заданий по предмету «Русский язык» с учетом психолого-педагогического компонента», где О.А. Лаптева рассказала коллегам о достижениях современной лингвокультурологии и этнолингвистики, предложила интересные факты о русской ментальности из исследований Д.С. Лихачёва, А.Т. Хроленко, В.П. Руднева.
Учителя начальных классов разработали учебные задания для обучающихся 1-4 классов, в которые выключили материал по русской ментальности.
Также Лаптева О.А. организовала онлайн-конференцию на бесплатной платформе «Яндекс-Телемост» (28.11.2022 г.), в рамках которой познакомила тьюторантов с достоинствами нового сервиса для видеовстреч. Педагоги приняли активное участие в обсуждении проблем проведения онлайн-уроков, проанализировали основные принципы построения виртуального занятия, обозначили продуктивные методы и формы. Обучающимся курсов было предложено следующее задание: разработать сценарий онлайн-занятия по русскому (или по русскому родному) языку.
Во время онлайн-встречи Лаптева О.А. поделилась с коллегами интересными пособиями, занимательными материалами, которые можно использовать при подготовке к занятиям по русскому языку и по русскому родному языку; рассказала о международном конкурсе «Серафимовский учитель» и познакомила со страничкой конкурса в социальной сети VK; предложила педагогам изучить сборник по итогам конференции конкурса и принять участие в данном конкурсе.
02.12.2022 г. был проведён круглый стол, где педагоги выступили с докладами «Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка в начальной школе» (Воробьёва К.Н.), «Возможности использования технологии тьюторства на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности при изучении произведений устного народного творчества» (Гречко Н.Н.), «Работа по формированию личностных универсальных учебных действий на основе использования краеведческого материала на уроках родного языка и литературы в начальной школе» (Евдокимова И.Ю.), «Обучающий иллюстративный материал на уроке русского языка в начальном общем образовании» (Евтратова Т.А.), «Реализация ФГОС на уроках русского языка в начальной школе» (Караганова М.М.), «Роль родного языка в личностном развитии младшего школьника» (Красных М.А.), «Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания» (Курлова Т.И.), «Квест-технология как средство формирования познавательного интереса к изучению русского языка в начальном общем образовании» (Майданова М.А.), «Формирование речевой компетенции на уроках русского языка в рамках реализации обновлённых ФГОС НОО» (Родионова П.А.), «Системно-деятельностный подход к школьному филологическому образованию» (Яхонтова К.А.).
При подведении итогов учителя назвали положительные стороны организации курсов повышения квалификации, среди которых сочетание дистанционной и очной форм обучения, проведение практических занятий на базе своей школы.