Психологическая готовность к школе
Васенева В.В., педагог-психолог
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 46»
Психологическая готовность к школе
Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет массу переживаний.
Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Часть ребят довольно быстро преодолевает их. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на длительное время.
Подготовка ребенка к школе – серьезный вопрос, который исследуется психологами и нейропсихологами, педагогами, медицинскими работниками, и всегда волнует родителей. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился и любил читать, с удовольствием ходил в школу, не испытывал затруднений в общении со сверстниками и учителями?
Одной из наиболее важных причин болезненной адаптации детей к школе специалисты называютнедостаточно сформированный уровень школьной зрелости, позволяющий первокласснику учиться без ущерба для здоровья, нормального развития, и без чрезмерного напряжения.
Выделяют три основные направления психологической готовности ребенка к школе, изучая которые можно сделать вывод о школьной зрелости: психофизиологическое, интеллектуальное, личностное. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказывается на успешности в обучении.
Для того чтобы ребенок мог включиться в учебный процесс, в дошкольном возрасте должен быть сформирован определенный уровень умственного и физического развития, выработан ряд учебных навыков, приобретен достаточно широкий круг представлений об окружающем мире. Однако недостаточно только накопить необходимый запас знаний, усвоить специальные умения и навыки. Чтобы учиться, важно обладать терпением, силой воли, уметь критически отнестись к собственным успехам и неудачам, контролировать свои действия.
Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если у него функционально созрели структуры головного мозга, он имеет достаточный для усвоения школьной программы уровень психологического развития, обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию. Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения.
Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Чтобы избежать подобного развития событий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.